IT проекты – какие они?
Проект – это деятельность, связанная с достижением запланированной цели и решения конкретной бизнес-задачи. Если мы решили разработать какой-либо продукт (приложение или сайт), его реализация будет осуществляться в рамках проекта.
- Цель – для чего мы это делаем и что должны получить на выходе
- Сроки выполнения – когда стартуем и когда планируем завершить
- План работ – с чего начнем и какие этапы будут у нашего проекте
- Объем работ – что в итоге надо сделать? Какие функции будет выполнять наше приложение
- Цена – сколько мы потратим на реализацию нашего проекта. Сюда входит ФОТ (фонд оплаты труда), аренда помещения, затраты на электричество, воду, интернет и т.д.
- Команда – специалисты, которые будут все создавать, проверять, оценивать.
Как правило, создавая какое-либо ПО (программное обеспечение), мы делаем это либо для себя (хотим продавать свой продукт), либо для сторонней компании, которая заказала нам реализацию своей идеи.
Например, есть рекламное агентство, которое планирует запустить приложение для своих клиентов. Очевидно, что рекламному агентству нанимать в штат программистов, тестировщиков нет смысла, т.к. после создания приложения у такой команды больше не будет работы. Поэтому рекламное агентство ищет консалтинговую компанию, которая сделает для него ПО.
3 основных параметра проекта – время (time), стоимость (cost) и содержание работ (scope) – тесно взаимосвязаны. Это взаимоотношение называют треугольником, железным треугольником или тройным ограничением, которое звучит так: невозможно изменить стоимость, время или содержание проекта, не повлияв по крайней мере на один из других факторов.
Примеры взаимосвязи параметров:
- Чтобы приблизить дату завершения проекта (уменьшить время), вы можете привлечь большее количество специалистов (т.е. увеличить стоимость) или убрать некоторые функции приложения (сократить объем проекта), чтобы было меньше работ.
- Чтобы добавить в продукт новые возможности (содержание проекта), вы можете продлить срок выполнения проекта (увеличить время), или привлечь больше специалистов, чтобы работать быстрее (увеличить стоимость)
- Если заказчик решает, что мы должны добавить новую функцию в приложение (увеличить содержание проекта), то нам придется или сдвигать срок выполнения проекта (увеличить время), или привлекать к проекту больше специалистов (увеличивать стоимость)
Качество — это четвертый элемент проектного треугольника. Оно находится в центре, и любое изменение сторон влияет на него.
Время (time) + стоимость (cost) + содержание проекта (scope) = качество (quality).
Формально определение качества звучит так: совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности потребителя. Т.е. продукт считается качественным, если он радует пользователя и отвечает его ожиданиям.
Часто именно качеством жертвуют ради выполнения определенного объема работ к определенному сроку, чтобы при этом не увеличивать стоимость. Таким образом, когда заказчик требует сделать проект быстрее или включить в продукт еще 10 функций, тестировщики должны отстаивать изменение оставшихся параметров проекта (времени, стоимости или содержания проекта), чтобы качество осталось на прежнем уровне.
Универсального стандарта качества не существует. Для каждого проекта качество определяется в нем самом. Для некоторых компаний важнейшей мерой качества является соблюдение рамок бюджета. Для других важнее вовремя вывести продукт на рынок. Руководителю проекта нужно знать, как качество определяется для организации и для самого проекта.